Решился все же посмотреть фильм "Распад", 1990 года выпуска, так сказать.
"25 апреля 1986 года. Журналист Александр Журавлев возвращается в родной Киев, в море привычных семейных проблем и профессиональных неурядиц. Он не знает, что уже завтра его жизнь и жизнь всех, кто ему дорог, изменится навсегда. Масштабы взрыва на Чернобыльской АЭС тщательно скрывают, но постепенно людей, охваченных праздничным настроением, накрывает мрачное облако паники и страха. Произошло нечто ужасное, и Александр пытается проникнуть за завесу тайны, но сейчас он, как и многие тысячи людей, лишь беспомощный свидетель катастрофы, жертва лжи и хладнокровного молчания…" (с) kinopoisk.ru
Фильм тяжелый достаточно. И не от тематики своей, отнюдь. Вот в чем беда всех художественных фильмов на тему аварии на ЧАЭС - как тех лет, так и нынешних ("В субботу"). В том, что по ходу просмотра и после него остается мысль вида "Кто эти люди? Где мои вещи?". Показывают все, что угодно, но только не основной мотив. Где подвиг и героизм ликвидаторов, где мужество и самотверженность персонала станции, где трагедия селян и эвакуированных жителей города энергетиков? Вместо этого мы наблюдаем каких-то пьющих, жующих в своих квартирах людей, их проблемы на фоне пьянки, простите, и все прочее... Касательно "Распада" - и там все эти пьюще-жующие граждане представлены в избытке, фильм собран словно бы из разнородных кусков, мало согласующихся друг с другом. Чего в фильме не занимать, так это символизма "нового времени", слово "Распад" тут больше применимо к закату советской империи - в фильме полно намеков на это. В таком случае корректнее бы уж позиционировать это все как картину на "перестроечную" тематику. Или у меня какое-то другое представление о том, каким должен быть фильм о тех событиях апреля 1986 года, или нет возможностей снимать другие фильмы.
Стоит ли смотреть? Почему бы и нет. Один раз посмотреть вполне можно. Хотя бы ради вида еще не заросшей деревьями Припяти, съемка которой велась с вертолета (если я ничего не путаю, показан был таки настоящий город), и сцены с оставленным в городе ребенком, который ждет маму и пишет ей послание на асфальте - вот это, наверное, самая "сильная" сцена за все полтора часа.