Некоторое время назад, в посте, посвященном Дню железнодорожника, попросили более подробно рассказать на тему суеверий и примет в среде работников железной дороги. Ну, руки, что называется, дошли до этого рассказа.
Стоит сказать, что примет и суеверий, как таковых, в этой профессиональной среде не то что бы много, скорее, вариаций нескольких достаточно. И у каждого подразделения, вплоть до отдельной поездной бригады, они могут быть индивидуальными. Потому будет этакий сборный рассказ, из того, что доводилось наблюдать лично и о чем слышать от других.
Например, общая такая примета: дождь в дорогу является приметой положительной. Впрочем, насколько знаю, это не только железнодорожная примета, а общеприменительная.
Куча ритуалов связана с ключами от вагона. Как уже говорилось ранее, ключам на столе не место. И есть еще вариации. Ни в коем случае ключи ронять на пол нельзя. А если уронил, то перед тем как поднять, на них надо наступить (варианты - постучать ключами об пол или по столу три раза). Также давать свою ключи кому бы то ни было тоже нежелательно. Кстати, понятие "своих ключей" - это буквально. Ключи у каждого проводника действительно свои, купленные за кровные деньги, никто (по крайней мере в нашем резерве) эти самые ключи не выдает для поездки, их надо купить. Так что, по стране катается в качестве уже пассажиров множество бывших работников с ключами от вагонов, хех, и я не исключение.
У нас на рейсах не практиковалось, но доводилось читать про монетку перед служебкой - для удачной торговли "чайной продукцией", также про нож, который должен лежать острием по ходу движения.
На посадке в вагон в пункте отправления/оборота (в некоторых вариантах - на любой посадке) следует первым пускать мужчину. И бывало множество случаев, когда за соблюдение ритуала проводники огребали от стоящих первыми в очереди на посадку дам.
Когда рейс завершен и приезжаешь домой, обычно похлопывают вагон по борту, рядом с маршрутной доской и благодарят за хорошую работу (в случае с локомотивной бригадой - тепловоз/электровоз).
Когда состав стоит на так называемом перестое в парке (проводники в это время, что называется, живут в вагоне, не уходят домой, ждут смену; такое бывает на рейсах, которые имеют определенное расписание), ночью ходить по пустому вагону или по соседним вагонам не рекомендуется.
Такой вот основной круг примет и суеверий. А теперь, собственно, о крипоте...