Некоторое время назад, в посте, посвященном Дню железнодорожника, попросили более подробно рассказать на тему суеверий и примет в среде работников железной дороги. Ну, руки, что называется, дошли до этого рассказа.
Стоит сказать, что примет и суеверий, как таковых, в этой профессиональной среде не то что бы много, скорее, вариаций нескольких достаточно. И у каждого подразделения, вплоть до отдельной поездной бригады, они могут быть индивидуальными. Потому будет этакий сборный рассказ, из того, что доводилось наблюдать лично и о чем слышать от других.
Например, общая такая примета: дождь в дорогу является приметой положительной. Впрочем, насколько знаю, это не только железнодорожная примета, а общеприменительная.
Куча ритуалов связана с ключами от вагона. Как уже говорилось ранее, ключам на столе не место. И есть еще вариации. Ни в коем случае ключи ронять на пол нельзя. А если уронил, то перед тем как поднять, на них надо наступить (варианты - постучать ключами об пол или по столу три раза). Также давать свою ключи кому бы то ни было тоже нежелательно.
Кстати, понятие "своих ключей" - это буквально. Ключи у каждого проводника действительно свои, купленные за кровные деньги, никто (по крайней мере в нашем резерве) эти самые ключи не выдает для поездки, их надо купить. Так что, по стране катается в качестве уже пассажиров множество бывших работников с ключами от вагонов, хех, и я не исключение.У нас на рейсах не практиковалось, но доводилось читать про монетку перед служебкой - для удачной торговли "чайной продукцией", также про нож, который должен лежать острием по ходу движения.
На посадке в вагон в пункте отправления/оборота (в некоторых вариантах - на любой посадке) следует первым пускать мужчину. И бывало множество случаев, когда за соблюдение ритуала проводники огребали от стоящих первыми в очереди на посадку дам.
Когда рейс завершен и приезжаешь домой, обычно похлопывают вагон по борту, рядом с маршрутной доской и благодарят за хорошую работу (в случае с локомотивной бригадой - тепловоз/электровоз).
Когда состав стоит на так называемом перестое в парке (проводники в это время, что называется, живут в вагоне, не уходят домой, ждут смену; такое бывает на рейсах, которые имеют определенное расписание), ночью ходить по пустому вагону или по соседним вагонам не рекомендуется.
Такой вот основной круг примет и суеверий. А теперь, собственно, о крипоте...
Надо сказать, что лично мне крипота во время работы не встречалась, а так, доводилось слышать о "черном железнодорожнике" (наверное, во множестве сфер есть свои "черные" представители профессии) - на перестое нельзя открывать ночами двери вагона, если послышался стук или показалось, что стучат; люди, если это они по каким-то делам в ночное время пришли к составу, обычно еще и фонарем в окно служебки светят, видимо, помня про то, что надо как-то показать, что ты именно что обычный работник с ночными делами, и тогда гарантированно двери откроют... Расскажу про одну беседу. Дело было в московском отстойнике, в который нас поставили до обратного рейса. В Москве мы стояли 6 часов. За это время делали уборку в вагоне, ели, отдыхали и всячески радовались отсутствию пассажиров. Кто-то, впрочем, умудрялся сбегать "посмотреть Москву". Когда с уборкой закончили, помылись кое-как в вагонном туалете, можно и побездельничать, благо до рейса еще оставалась пара часов. Переоделся в шорты, постелил на вагонных ступеньках газетку, солнышко июльское светит, сижу, покуриваю - красота! Смотрю, идет вдоль вагона товарищ в жилетке с надписью "локомотивная бригада", как оказалось, наш машинист. Искал товарищ закурить и компанию пообщаться. В процессе общения тема съехала на те самые приметы и суеверия, а потом плавно скатилась в тему загадочного и необъяснимого. За правдивость не ручаюсь, потому как машинист тоже лично не участвовал в описанном, а услышал от коллег. В общем, краткий пересказ... Есть где-то на Урале перегон, на котором вроде как когда-то произошла крупная авария. С некоторого времени слышат там гудки тепловозные, хотя полотно одноколейное, и никаких других поездов поблизости быть не может, пассажиры в сумерках наблюдают нечто, что словно бы бежит около вагона (тени от состава? хрен его знает, конечно, но вагонную тень сложно с чем-то иным спутать). А однажды коллега этого машиниста едва не лишился права составы водить и замучался доказывать. Чешет, значит, поезд по этому перегону, сумерки те самые наступили, пассажиры в вагонах ко сну готовиться начинают, и тут - резкое торможение, народ вместе с вещами чуть ли не по вагону рассыпался. Начальник поезда кидается к локомотивной бригаде с расспросами. А ответ такой - кто-то выскочил на пути прямо перед составом и встал на рельсах. Понятное дело, этого "кого-то" не обнаружили, да и кидаться на рельсы неожиданно в этом месте сложно - ни кустов вдоль полотна, ни зарослей травы.
Такая вот беседа была в московском отстойнике. Повторюсь, за правдивость и реальность поручиться никак не могу, как и сам рассказчик, из разряда "может, байка, а, может, и "хочешь верь-хочешь не верь".