Если уж тема с моими "мемуарами" о периоде студенческой работы проводником в поездах дальнего следования, что называется, неплохо пошла, то появилась идея еще и такого вот поста. Навеяно беседой в комментариях у
Frau Wendt, извечная тема, как для работника, так и для пассажира - люди в вагоне.
Небольшое лирическое отступление: когда я учился в школе проводников, перед тем как начать работу, инструктор говорил о том, что "это поначалу вы будете остро реагировать на какие-то людские факторы в рейсе, а потом это все сглаживается и идет неким фоновым шумом". Это правда. Чем больше находишься в рейсе, тем больше воспринимаешь все это сплошным потоком, не выделяя особо, просто фиксируешь какие-то моменты. Итак, персоналии, типажи и персонажей, которые наиболее четко зафиксировались, выделю в четыре группы.
1. Наверное, самым животрепещущим вопросом - и тут работники абсолютно солидарны с пассажирами - является наличие в вагоне граждан нетрезвых. Потому как граждане такие, как правило, отравляют поездку не только своим соседям, но и доставляют массу неудобств проводникам. Мне везло. Если такие граждане у меня в вагоне и были, то вели они себя пристойно, берега не теряли и флаг ни у кого из них, так сказать, не падал. Два случая. Первый - интеллигентного вида дядько, и было в его злоупотреблении что-то такое, отдающее декадансом, хех. Надо сказать, интересный был товарищ, начитанный, побывавший в куче стран и городов. И абсолютно не мешавший ни пассажирам, ни мне. С ним было даже занимательно пообщаться на самые разные темы в вагонной курилке. Второй - веселая компания, занимавшая четыре места в крайнем полукупе (так это называется в плацкартном вагоне), позже к ним присоединились товарищи с боковушек. Эти ребята пили весь день (сурово - водка в жару), потом отсыпались, далее цикл повторялся. И, на удивление, были весьма спокойны и не отсвечивали. Я даже интересовался этак невзначай у пассажиров, не мешают ли им такие соседи. Не мешали. Ну и хорошо. Менее сознательных нетрезвых пассажиров удавалось убедить вести себя прилично без привлечения милицейского наряда.
2. Вагон, да и в целом состав, во время рейса это некий "Колхоз "Красный лапоть". Любые новости, происшествия, что-то выходящее за рамки рейсового житья-бытья, неизменно становится темой номер один и однозначно привлекает внимание. Необычные в чем-либо пассажиры как раз и являлись для проводников тем самым, что вызывает повышенное внимание и любопытство, разбавляя собой обычный рабочий пофигизм.
Конкретно в моем вагоне довелось встретить пару - парень и девушка, судя по всему, представители готического субкультуры. Одеты в черное, с соответствующими украшениями и прочими "прибамбасами", пирсинг на лице где только можно. Молчаливые и отстраненные, что мама миа, кажется, даже друг с другом не общались. Ехали до Екатеринбурга, как сейчас помню. Перед очередным возможным визитом ревизоров я протирал оконные рамы. Подойдя к местам этих товарищей, спрашиваю, не помешаю, если малость вас побеспокою? Они только кивнули, но с такой важностью и чувством, что в этом было больше эмоций, чем в словах))
Иностранцы тоже встречались, с немецкими, азербайджанскими и всякими прочими паспортами, плюс украинские проездные документы (в просторечии - билеты) видеть доводилось. Ну и темнокожий пассажир в одном из вагонов попадался, вместе с типичным растаманом...
3. Дети. Страх и ужас любого работника. Особенно, когда весь вагон занимает детская группа, едущая куда-нибудь организованно. Случаев с детьми в рейсах море, но особенно запомнился один. Стоит отметить, что два последних боковых места в плацкартном вагоне (и замечу, что "последних" по нумерации, то есть, располагаться они будут таки в начале вагона, около входа) не продаются для пассажиров, там хранятся мешки с постельным бельем, и все это дело занавешано шторкой. Детям в долгой дороге скучно, и если взрослые могут худо-бедно себя чем-то занять, то у детей это получается весьма хреново. Однажды в одном из рейсов обратил внимание, что наличествующие в вагоне дети лет этак 5-7 проявляют недюжинный интерес к этим самым боковушкам с бельем, вплоть до того, что тусят за шторкой на мешках. Оказалось, играют "в бабая". Такие дела.
4. Животные в вагоне тоже случаются. В моей практике была небольшого размера собака. И изначальное беспокойство насчет того, что живность будет творить в вагоне. Опасения не подтвердились. Блин, проще провезти 20 таких собак, чем одного пьяного, пусть даже спокойного. Собака все двое суток своей поездки мирно спала на постеленной хозяйкой на полку лежанке, ни разу не подала голос, ни разу не обозначила себя каким-то иным негативным способом.
Если вдруг кому интересно станет узнать о разных, так сказать, экстремальных случаях, то и про это можно сделать пост.